- эпистемологическая исключительность науки
- ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ НАУКИ — тезис, согласно которому знания, вырабатываемые в науке, обладают выделенным статусом, т.е. по своей обоснованности, достоверности, доказательности и т.п. качественно отличаются от всех др. видов и форм знания. Явное или неявное принятие этого тезиса — необходимое предварительное условие для постановки «проблемы демаркации», предполагающей в рамках эпистемологии, философии науки и социологии науки поиск тех особенностей научного знания или социальной организации науки, которые обеспечивают особый статус научного знания.В классической эпистемологии этот тезис обосновывался наличием особых методов получения достоверного знания, характерных для науки, а также представлением о том, что научное знание в отличие от др. видов знания опирается на надежные основания и источники (эпистемологический фундаментализм). Резко подчеркивали данный тезис представители логического эмпиризма, по сути отрицавшие познавательную значимость всех видов и форм знания за исключением науки и здравого смысла.Утверждение об Э. и. н. стало подвергаться критическому анализу начиная с 1960—70-х в рамках исторической школы в философии науки (П. Фейерабенд), а также в социально-конструктивистских направлениях в философии и социологии науки. Отказ от положения о том, что «наука представляет собой особый эпистемологический, а значит, и социологический случай» (Малкей М. Наука и социология знания. М., 1988. С. 32), приводит к пониманию научного знания как всего лишь совокупности социальных конструктов, порождаемой взаимодействием людей в рамках социального института науки и принципиально ничем не отличающихся от любых др. форм знания. Так, по словам Б. Барнса, «естествознание не обладает специальным статусом как объект социологического исследования, а его мнения обнаруживают те же ссылки на принятые стандарты, что и идеология примитивного мышления» (Burnes В. Scientific Knowledge and Sociological Theory. L., 1974. P. 43). Взаимодействие исследователей с познаваемыми объектами в процессе получения эмпирических данных, оказывается при таком подходе чем-то несущественным, вторичным. Тем самым, вместо поиска решения большого круга проблем философии науки, относящихся к обоснованности, проверяемости и доказательности эмпирического содержания науки, по существу отрицается их значимость. В более радикальных версиях социологии знания (напр., в «сильной программе» Д. Блура) аналогичным образом отрицается особый эпистемологический статус теоретических высказываний науки, включая положения математики.Б. Г. Юдин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.